Главное меню

Сейчас на сайте:

Сейчас 10 гостей онлайн



Здоровое питание
Обновлено 21.01.2014 05:28
 
График питания учащихся в столовой на 2013-2014 учебный год.
19.11.2013 04:45

I СМЕНА

После 2 урока                            1, 4 классы

После 3 урока                            5,6,7,8,9 классы

После 4 урока                            10,11 классы

II СМЕНА

После 1 урока                             2,3 классы

 
Здоровое питание PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
09.03.2013 23:21

Для школьного периода жизни ребенка характерно следующее: активные процессы роста, увеличение костного скелета и мышц, сложная перестройка обмена веществ, деятельности эндокринной, сердечно-сосудистой систем, головного мозга. Несоблюдение норм питания в этот период может привести не только к функциональным расстройствам и хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, но и к отклонениям в функционировании практически всех систем организма. Пищевой рацион детей и подростков должен быть сбалансированным по химическому составу пищевых веществ, включая также витамины и минералы, полноценным, удовлетворять энергетические потребности организма и разнообразным.

В школе ученик должен обязательно получить горячий завтрак. Длительное голодание по 6-7 часов приводит к быстрому утомлению, снижению работоспособности, ухудшению самочувствия и настроения, а также может стать причиной развития заболеваний желудочно-кишечного тракта и других заболеваний. Чем более широкий ассортимент пищевых продуктов будет включать рацион, тем выше вероятность, что организм ребенка получит всё необходимые ему вещества.

Академик Российской Академии Образования, директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук М.М. Безруких пишет: «Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны». Поэтому одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка. Поскольку питание является важнейшим фактором укрепления и сохранения здоровья человека, то педагоги призваны формировать у ребенка рациональное отношение к собственному питанию, как к одному из основных составляющих здорового образа жизни.

У детей и подростков в школьный период наблюдаются интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей.

Пищевой рацион школьника должен покрывать все энергетические потребности, связанные с бурным ростом организма и интенсивной жизнедеятельностью детей. Очень часто это происходит, в основном за счет потребления большого количества продуктов с высоким содержанием жира и сахара, что может привести к развитию в будущем ожирения, кариеса, гиповитаминозов. В настоящее время в состоянии здоровья школьников преобладает увеличение удельного веса имеющих хроническую патологию и уменьшение числа относительно здоровых детей. К сожалению, в структуре заболеваний школьников чаще встречаться заболевания ЖКТ, почек, болезни обмена веществ, да и близорукость и сколиоз стали частыми спутниками наших детей. Не рационально построенные нагрузки, не сбалансированное питание могут привести к ухудшению здоровья и обострениям уже имеющихся хронических заболеваний. Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, состояние работоспособности. Поэтому проблема школьного питания, полноценного, сбалансированного рациона приобретает в наши дни такую актуальность.

Было замечено, что учащиеся, получающие горячее питание, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой. Кроме того, регулярное питание, соблюдение режима питание – это, прежде всего, профилактика заболеваний пищеварительной системы.

По данным мониторинга в 2007-2008 учебном году 43 у учащихся МОУ «Лицей №122» были выявлены заболевания желудочно-кишечного тракта, из них у 15 – гастродуоденит. У 19 учащихся нарушен обмен веществ. До 2008 года в лицее четко прослеживается рост заболеваемости детей, в т.ч. алиментарно-зависимыми заболеваниями, а также болезнями, в профилактике которых возможно эффективно использовать фактор рационального питания путём коррекции витаминной недостаточности. Одной из главных причин ухудшения состояния здоровья учащихся педагоги лицея считают несвоевременное питание, недостаточное потребление белка, витаминов и других жизненно необходимых макро- и микроэлементов. Разрешать эту проблему педагогический коллектив лицея №122 начал с помощью осуществления комплексного, программного подхода к организации здорового питания детей и подростков, основываясь на исследованиях ученых, врачей, диетологов.

С целью совершенствования существующей системы организации питания в 2009 году пищеблок МОУ «Лицей №122» переоснащен высокотехнологичным оборудованием, что позволяет обеспечивать детей и подростков питанием высокого качества, адекватным возрастным и физиологическим потребностям детского организма в пищевых веществах и энергии. В образовательном учреждении создана система контроля качества и безопасности используемого сырья и производимой продукции; осуществляется обучение школьников и родителей основам знаний здорового питания.

В результате вышеперечисленных мер произошло снижение заболеваний ЖКТ у учащихся:
2007-2008 учебный год – 43 человека;
2008-2009 учебный год – 37 человек;
2009 -2010 учебный год – 29 человек.

Система организации питания в МОУ «Лицей №122» ставит перед собой следующие задачи:
-обеспечить учащимся полноценное горячее питание;
-следить за калорийностью и сбалансированностью питания;
-прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
-развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни;
-формировать культуру питания и навыки самообслуживания.

К началу 2009-2010 учебного года материально-техническая база столовой МОУ «Лицей №122» приведена в соответствие с современными санитарно-гигиеническими требованиями, для чего имеется необходимый набор помещений и оборудования:

В нашей столовой большое внимание уделяется правильному хранению продуктов. На пищеблоке имеется 3 холодильника и камера, предназначенные для хранения разного вида продуктов, причем каждого вида отдельно. Их наличие помогает сохранить качество продуктов до непосредственного их приготовления.

Информация о комплектовании пищеблока новым столовым оборудованием представлена в таблице:

На начало 2010 года горячим питанием охвачено учащихся (97,9%). Из них 65 учащихся, посещающих группы продленного дня, получают 2-х разовое питание. Дети из социально незащищенных семей, малообеспеченных семей питаются на льготной основе. Число льготников – 29 человек. На каждого льготника имеется согласование с органами социальной защиты населения города.

Буфетная система используется в связи с пожеланиями старшеклассников и их родителей. Так как учащиеся находятся в лицее по окончании 6-ти уроков в связи с подготовкой к экзаменам, им целесообразно посещать пищеблок после 5,6-го урока в зависимости от времени пребывания в лицее. Каждый старшеклассник предпочитает выбирать обед самостоятельно в соответствии с возможностями семьи и вкусовыми предпочтениями. Особой популярностью пользуются супы, разнообразные гарниры, рыба, овощные салаты, чай, булочки. Наблюдение педагогов и работников пищеблока показало, что ребята соблюдают основы рационального питания.

Охват горячим питанием за 3 года:
2007-2008 год 96,9%
2008-2009 год 97,6%
2009-2010 год, первое полугодие - 96,8%, второе полугодие – 97,9%.

Реализация плана по совершенствованию организации школьного питания в МОУ «Лицей №122» потребовала проверки результативности его внедрения. С этой целью были использованы следующие методы: анкетирование и интервьюирование школьников; педагогическое наблюдение за деятельностью детей в учебное и внеклассное время. Анкетирование и интервьюирование проводилось в 3Б, 7А, 11А классах.

Для того чтобы сравнить результаты анкетирования, интервьюирования, наблюдений были разработаны критерии и характеризующие их показатели:
I критерий – информированность. Показатели: представления о правильном питании; культура поведения за столом.
II критерий – активность проявления. Показатели: самостоятельность выполнения поручений, обязанностей; поведенческая реакция.

Суммируя все полученные результаты, мы получили возможность сравнить уровень сформированности культуры питания учащихся по указанным критериям и показателям до начала реализации плана и в процессе.

При суммировании ответов учащихся нами были выделены следующие группы:
А – дети, имеющие достаточные представления и знания о правильном питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, активно соблюдающие правила питания,
Б – дети, имеющие достаточные представления и знания о правильном питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, активно стремящиеся соблюдать правила питания, но недостаточно применяют на практике.
В – дети, имеющие знания о правильном питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, но не стремящиеся активно соблюдать правила питания.
Г – дети, имеющие недостаточные знания и представления о правильном питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, не стремящиеся активно соблюдать правила питания.
Сравнительный анализ сформированности культуры питания с учётом группировки учащихся представлен в таблице:

Высокий уровень сформированности характеризуется наличием всех основных показателей у каждого критерия. Средний уровень – не менее половины показателей. Низкий уровень – менее половины показателей.

Таким образом, результаты, полученные в ходе работы по формированию здорового образа жизни, позволили выявить позитивные изменения уровня сформированности культуры питания.

Реализация плана по совершенствованию организации школьного питания в МОУ «Лицей №122» как компонента, объединяющего различные формы и виды учебной и внеклассной работы дала следующие результаты:
1. Стал менее трудоемким процесс приготовления блюд, мытья посуды, обработки продуктов.
2. Медицинский работник отмечает, что приготовление пищи на пару позволяет максимально сохранить в ней витамины, питательные вещества, микроэлементы, снизить количество вредных веществ.
3. Снизилось количество заболеваний ЖКТ у лицеистов:
2007-2008 учебный год – 43 человека;
2008-2009 учебный год – 37 человек;
2009 -2010 учебный год – 29 человек.
4. За текущий учебный год не поступило ни одной жалобы на качество приготовления пищи.
5. Результаты опроса родителей, учащихся, педагогов свидетельствуют об удовлетворенности работой пищеблока всех участников образовательного процесса.
6. Повысился процент охвата горячим питанием:
2007-2008 год 96,9%
2008-2009 год 97,6%
2009-2010 год, первое полугодие - 96,8%; второе полугодие – 97,9%.

Обновлено 14.11.2013 06:04
 


Авторизация:



Погода в Барнауле

Яндекс.Погода